История создания
Сергей Довлатов часто писал о своей жизни, не выдумывая сюжетов. В данном произведении отражен его опыт его работы журналистом в газете "Советская Эстония". Создавалось оно в 1973-1980 годах, а издано единым сборником в 1981 году.
Жанр и направление
Сборник состоит из отдельных новелл. Направление - реализм.
Смысл названия
Компромиссом называется соглашение на основе взаимных уступок. С. Довлатов показывает в своих рассказах, какой была действительность советского времени и как ее следовало показывать в газетных публикациях. В этих компромиссах показано несоответствие видимого благополучия и реальности.
Композиция
Сборник составляет двенадцать отдельных новелл. Перед ними есть предисловие, начинающееся словами посвящения произведения матери писателя - Н.С. Довлатовой. Каждый компромисс начинается с точным указанием статьи и датой ее публикации. А далее комментарий автора, противоречащий этим громким, обычно хвалебным, фразам.
Суть: о чем рассказ?
Писатель показывает истинную сторону правды. В каждом описанном сюжете он показывает, как пытаются приукрасить эту жизнь, показать заведомо ложной в газете, в которой корреспондент работает.
Главные герои и характеристика
Так как произведение является автобиографичным, то многие ее персонажи - реальные люди.
Рассказчик - журналист. Он потерял работу и теперь перелистывает свои заметки и статьи, вспоминая истории, стоявшие за их сюжетами и созданием.
Гуронок - редактор газеты. Со слов писателя, застенчивый негодяй. Есть воспоминания, что в жизни Генрих Францевич Гуронок опечалился своим описанием в книге, и это привело к его смерти.
Жбанков - фотограф, любит выпить.
Агапова - ответственная, уважаемая, но одинокая и угасающая.
Темы
1. Притворство.
2. Лицемерие.
3. Цензура советской прессы.
Проблемы
Автор размышляет, что из мелких компромиссов складывается целая жизнь, взгляды общества, один большой компромисс.
Основная идея
Сложно что-либо изменить в обществе, пока каждому человеку не будет известна правда.
Чему учит
Быть честным с другими и с самим собой. Не искать компромиссы.
Художественные особенности
В произведении преобладает разговорный стиль, много шуток, иронии, юмора. Есть диалоги, раскрывающие характеры героев.