Уже в первых поэтических сборниках русский поэт С. Есенин показал мастерское владение словом. Читатели увидели в нем знатока народной жизни, певца крестьянской Руси. Через его произведения можно проследить обстоятельства жизни поэта, его духовное развитие.
История создания
Это стихотворение было написано в 1924 году. Сергей Александрович уже давно уехал из родных мест, но все же нашел возможность посетить свою малую родину - село Константиново. Опубликовано стихотворение в 1924 году в журнале "Красная новь".
Жанр, направление, размер
Произведение написано в лирическом жанре элегии. Особенностью композиции является разный размер строф – от пяти до шестнадцати строк. Размер в большей части произведения – ямб. Рифма есть перекрестная (распознать – машет – мать – кашей) и кольцевая (места – мальчишкой – вышкой – креста).
Образы и символы
Повествование ведется от лица главного героя, который приехал на свою малую родину, где не был несколько лет. В этом образе автор изобразил себя. Он отмечает, что произошли изменения, и коснулись они не только окружающего мира, но и сознания людей.
Образ Родины также представлен в произведении. Есть образ из детства, каким запомнилось село поэту, и нынешний. Символами прошлого являются клен, которого теперь нет, мать на крылечке с кормом для цыплят. Символами настоящего времени выступают церковь без креста, сброшенные с полки иконы, календарный Ленин.
Темы и настроение
1. Малая Родина.
2. Возвращение.
3. Ностальгия.
Революция и изменения, связанные с ней.
Настроение автора раскрывается через слова: с грустью озираюсь, тяну к глазам платок. Но С. Есенину все же по-прежнему мил родной край.
Основная идея
Время меняет многое в этой жизни: мировоззрение людей, систему ценностей, политический строй, но неизменной остается любовь к Родине, родным людям. Человек всегда душой тянется к своему прошлому, источнику своей жизни.
Средства выразительности
Произведение наполнено многочисленными эпитетами: бедный неприглядный быт, приметный клен, крупитчатая каша, подгнившие кресты и другие.
Автор использует выразительные и яркие сравнения: кресты как мертвецы с распростертыми руками; Библия сравнивается с пузатым «Капиталом».