Произведения Б. Пастернака наполнены особым мировоззрением поэта, в них нередко есть философские размышления. Также они отличаются особой музыкальностью.
История создания
Данное стихотворение написано в 1946 году, является началом семнадцатой главы романа "Доктор Живаго".
Жанр, направление, размер
Произведение написано в жанре философской лирики. Направление - футуризм: в стихотворении видно стремление к переменам и желание знать будущее. Состоит из четырех строф по четыре строки в каждом. Размер - хорей. Рифма - перекрестная (подмостки - косяку - отголоске - веку).
Образы и символы
Автором данного стихотворения, согласно композиции романа, является главный герой - Юрий Живаго. Лирический герой произведения является одиноким, готов вести борьбу за справедливость. Он заявляет, что вокруг все тонет в фарисействе. Герой ассоциирует себя с актером, который играет роль Гамлета. Но Б. Пастернак создает еще одну параллель. В словах-обращении "Авва Отче" есть отсылка к образу Христа.
Ему противопоставлены зрители - бездушная масса людей. Толпа любопытна, она с удовольствием будет наблюдать за героем через бинокли.
Символ двери - как граница между старым и новым миром. Герой должен решиться войти в нее.
Темы и настроение
Душевный конфликт и жизненное одиночество.
Противостояние человека и общества.
Мотивы будущего.
Параллель жизни и театра.
Настрой пессимистичный. Лирический герой осознает, что он играет роль не на сцене, а в жизни. Ему понятно, что определенные события неизбежны и неотвратимы.
Основная идея
Человек не в силах изменить обстоятельства, в которых живет. В заключительных словах произведения звучит пословица, озвучивающая главную мысль: жизнь порой не проста, и на протяжении ее человек сталкивается со многими трудностями и сложностями.
Средства выразительности
Использованы эпитеты: далекий отголосок, упрямый замысел. Есть выразительные и оригинальные метафоры: наставлен сумрак ночи, все тонет в фарисействе. Встречаются инверсии: замысел упрямый, играть согласен.