Русский поэт, переводчик К. Бальмонт - представитель символизма. Он включал в понятие символа кроме конкретного значения еще и скрытое содержание, выражающееся в звучании, настроении. В его творчестве есть признаки импрессионизма - стиля, в основе которого лежат впечатления создателя.
История создания
Это произведение написано в 1895 году, вошло в цикл "За пределы", который был включен в авторский сборник "В безбрежности". К. Бальмонту на момент написания было чуть меньше тридцати лет. Это был уже второй сборник в поэтической жизни Константина Дмитриевича.
Жанр, направление, размер
В произведении есть характерные черты пейзажной, а также философской лирики. Стихотворение состоит из девяти двустиший. Композиция кольцевая: в конце повествования звучат те слова, которые были в начале "бесшумно шуршат камыши". Автор использовал размер амфибрахий (трехсложный с ударением на втором слоге). Рифма парная (в двустишии обе строки рифмуются между собой).
Образы и символы
Образ камышей наделен разумом и чувствами. Они шепчут, говорят, задают вопросы. Эти растения символизируют людей, задумывающихся о вопросах бытия, осознающих свою уязвимость в жизни.
Мир вокруг камышей - отдельный образ. Это болотная глушь, в которой пахнет тиной, ползет сырость, а трясина сжимает и засасывает. Это символ мрачного тусклого и опасного мира, в котором есть жабы и змеи.
Темы и настроение
1. Размышление о жизни.
2. Устройство мира.
3. Безысходность.
Несколько риторических вопросов показывают, что автор раздумывает, но не находит ответы на свои вопросы. Атмосфера вокруг камышей зловещая и не совсем приятная. Это влияет на общее эмоциональный настрой произведения. Через описание безрадостного и гнетущего пейзажа раскрывается эмоциональное состояние поэта.
Средства выразительности
Звуковой образ камышей и мира создает аллитерация. Звуки ж, ш, ч создают впечатление шепота и шуршания. В строке "трясина заманит, сожмет, засосет" с помощью удачно подобранных согласных поэту удается создать мистическое настроение.
Интересно подобран оксюморон: бесшумно шуршат. К. Бальмонт использует олицетворения, наделяя камыши человеческими чертами. В произведении имеются метафоры: вздох погибшей души, умирающий лик месяца. Яркость и выразительность образов усиливают эпитеты: болотная глушь, блуждающий свет, полночная пора.