На произведения С. Есенина большое влияние оказали политические события. В своих стихотворениях, написанных до революции поэт воспевает деревню с ее многовековым укладом. Любовь к Отчизне сопровождается любованием русской природой. Но последующие события изменили его восприятие мира и наступила тоска по прежней жизни.
История создания
Это стихотворение написано в 1920 году. Сестра поэта указывала в своих воспоминаниях, что произведение появилось во время визита в Константиново. Оно посвящено другу А. Мариенгофу, с которым у С. Есенина долгое время были общие взгляды на искусство. Опубликовано в сборнике автора "Трерядница" в 1920 году.
Жанр, направление, размер
В произведении есть признаки панихиды, реквиема. Это стихотворение - прощание. Состоит из пяти строф. Размер - трехударный дольник, соединяет в пределах одной строки двух и трехсложный размер. Рифма перекрестная.
Образы и символы
Старая деревня связана с атрибутами природы - мост дощатый, часы деревянные. Им противостоит железный гость - символ нового времени, олицетворение механического, искусственного. Образ луны символизирует границу между старым и новым, прошлым и будущим.
Березы - любимый С. Есениным образ - здесь кадят, скидывают свою листву.
В данном произведении есть символика религиозная, ассоциирующаяся со смертью: обедня, воск, панихидный пояс. Такое сочетание подчеркивает тему прощания.
Темы и настроение
1. Уходящий мир.
2. Русская деревня.
3. Природа.
Поэт встревожен переменами в жизни. Его беспокоит изменение сознания людей. Он считает, что прогресс в индустрии уничтожит то самобытное, характерное для русского народа, деревни. Вместе с автором грустит и скорбит природа.
Основная идея
Нарушение и разрушение привычного уклада, формируемого веками приводит к одиночеству поэта.
Средства выразительности
Все стихотворение звучит рефрен о часах, которые хрипят и скоро пробьют двенадцатый, заключительный час. Это придает тревожность, в этом звучит зловещий мотив. Поэт подобрал выразительные метафоры: из телесного воска свеча, луны часы деревянные. Встречается антитеза - не живые, чужие ладони. От прежней яркой есенинской Руси остался лишь голубой цвет: эпитет "голубое поле".